Ранние фильмы фон ТриераРанний Ларс Фон Триер у нас практически неизвестен. А жаль! Любой уважающий себя киноэстет уже успел посмотреть его “Европу”, “Танцующую в темноте” или “Рассекая волны”. Ранние же его фильмы, например, “Элемент преступления” или “Эпидемия” известны только специалистам. Несправедливая неизвестность постигла и его классическую экранизацию бессмертной пьесы Эврепида “Медея”. Классические сюжеты, по мнению многих уже несколько потеряли свою актуальность. Можно ли не отрываясь смотреть фильм, сюжет которого тебе в деталях известен. Опыт просмотра Триеровской “Медеи” явственно убеждает что можно! Фильм потрясает помимо воли, в независимости от того готовы ли мы к интеллектуальному осмыслению его символической основы, поскольку, как известно, истинный символ действует прежде всего на бессознательное. Рассмотрим к примеру сцену гибели дочери царя Главки. Мы видим как она примеряет наряд и в этот момент на свободу убегает белая лошадь. Мы видим лошадь бегу ... Читать дальше » |
В конце концов, ты не такой уж и плохойпостапокалиптическое, но человечество как вид на этой планете все еще существует. Неприметный провинциальный городок неопределенного государства накрыла ночь. Обыватели наглухо забили ставни на окнах и легли спать. Но спать ли? Разве уснешь, когда это время суток практически полностью контролируется вампирами? Даже, несмотря на то, что их с каждым днем становится все меньше и меньше, благодаря усилиям охотников, не менее кровожадных до самих вурдалаков, они еще вселяют ужас в сердца добропорядочных граждан. И то правда: внезапно почернели и завяли все цветы вокруг, согнулись городские кресты от неведомой силы, а дворовый пес не на шутку испугался и ощетинился. На улице появилась огромная карета, запряженная зловещей четверкой вороных. Могущественный вампир по имени Майер Линк выходит на свою ночную охоту. Минутное дело и он увозит прочь молодую особу, похищенную прямо из своей опочивальни. Факт хоть и не необычный, но вопиющий, пото ... Читать дальше » |
«Догвиль» и я
Так бывает: не всегда сразу понимаешь, что тебя обманули. Часто требуется время, чтобы осознать, каково место случившегося обмана в твоей жизни. Теперь, когда страсти вокруг фильма Ларса фон Триера поутихли, на них можно взглянуть по-новому, иначе, чем тогда. Ну, по крайней мере есть шанс сделать это. Шанс переосмыслить впечатление и найти для него точную ячейку внутри себя, там, где персональная ментальность определяет связи между этическим и эстетическим. Зачем оно нужно? От стабильности таких ячеек зависят духовный мир личности и ее цельность. Качества эти могут ой как пригодиться в новых, по-европейски стандартизованных, реалиях нашей жизни. Когда придет время расстаться со многими иллюзиями. Когда мы сможем на собственной шкуре прочувствовать те ужасы экзистенциального отчуждения, которые несет с собой подлинно цивилизованное сообщество (именно об этом пишет модный Мишель Уэльбек). Когда придется столкнуться с перенастр ... Читать дальше » |
Рецензия
«Носферату – симфония ужаса», вольная и самая первая экранизация романа Брэма Стокера «Дракула», - девятый фильм бывшего студента, изучавшего литературу и искусство в нескольких германских университетах, а позднее – военного лётчика Фридриха Вильгельма Мурнау. Фильм о Дракуле принёс Мурнау мировую славу. После него в Германии и Голливуде режиссёр сделал ещё несколько выдающихся картин, в том числе «Восход солнца», о которой я рассказывал прежде (см. рецензию на нашем сайте). «Носферату» - истинный шедевр немого кино, да и вообще кинематографа, позволяющий судить как о том, что любой содержательный текст может быть прочитан под совершенно различными, порой и противоположными углами зрения, так и о том, что все наиболее существенные изобразительные и драматургические находки были сделаны, можно сказать, на заре искусства кино. Пионером Мурнау, конечно, не был, но мастером высочайшего класса, художником, обладавшим собственным ярким ... Читать дальше » |
Режиссёр и сценарист Вернер Херцог (по мотивам фильма
Фридриха-Вильгельма Мурнау и романа Брэма Стокера), оператор Йорг
Шмидт-Райтвайн, музыка: Рихард Вагнер, Шарль Гуно, Пополь Вух, Флориан
Фрике, продюсеры: Вернер Херцог, Михаэль Груцкофф. Актёры: Клаус
Кински, Изабель Аджани, Бруно Ганц, Роланд Топор, Ян Грот, Мария
Грохманн и др. |
Режиссёр и сценарист Вернер Херцог (по мотивам фильма
Фридриха-Вильгельма Мурнау и романа Брэма Стокера), оператор Йорг
Шмидт-Райтвайн, музыка: Рихард Вагнер, Шарль Гуно, Пополь Вух, Флориан
Фрике, продюсеры: Вернер Херцог, Михаэль Груцкофф. Актёры: Клаус
Кински, Изабель Аджани, Бруно Ганц, Роланд Топор, Ян Грот, Мария
Грохманн и др. |
«ДРАКУЛА БРЕМА СТОКЕРА»
Если и возможна адекватная экранизация романа Брема Стокера «Дракула», то лучше Копполы её не сделаешь. Коппола сделал даже больше: он предпослал истории пролог от себя, пролог, в котором предложил зрителю роскошно-чувствительный эпизод бунта героя без страха и упрёка (а вовсе не изверга Протыкателя) против Бога и мира Божьего, которого он, князь Влад Дракула, потеряв возлюбленную жену, больше не приемлет. Как Иван Карамазов. С эдаким-то вот р-романтическим и уже «во первЫх строках письма» заявленным постмодернистским настроем и переносимся мы в Лондон конца XIX века и начинаем изучать дневники и письма двух влюблённых – эмансипированной, но глубоко порядочной девицы Мины и её сладковатого жениха Джонатана… Впрочем, в подробном пересказе сюжета ни роман, ни фильм, конечно, не нуждаются. Не нуждаются в похвалах и голливудские звёзды, из которых такой мастер, как Коппола, разумеется, выжал макс ... Читать дальше » |
Триумф киноискусства
Как вы думаете, возможно ли в это принципе - снять документальный фильм о съезде победившей политической партии так, что этот фильм будет смотреть не только сама победившая партия, но и вся нация, не только вся нация, но и весь мир, не только смотреть, но и награждать высшими премиями почтенных кинофестивалей (золотая медаль на кинофестивале в Венеции, 1936; Гран-при от французского правительства на Всемирной Выставке в Париже, 1937), не только награждать, но затем кадрами, эпизодами, частями и чуть ли не целиком подвёрстывать к другим фильмам других авторов, формально объявив ленту пропагандой сатаны, а её отлучённую от кинематографа создательницу - подручной дьявола? Именно такова судьба гениальной Лени Рифеншталь и её двухчасовой картины "Триумф воли", повествующей о VI съезде НСДАП в Нюрнберге, прошедшем в 1934 году. Ещё лет десять-пятнадцать назад в нашей стране посмотреть картину было вообще н ... Читать дальше » |
История фильма "Клоунада"История фильма "Kлоунада" У каждого фильма - своя судьба. И подчас она бывает очень непростой, причудливой, даже мистической, настолько, что кажется, что произведение живет собственной, отдельной от создателей, жизнью. На первый взгляд все просто и гладко: независимый режиссер Д.Фролов захотел сделать фильм, и сделал, а теперь - представляет его на суд жюри и зрителей . На самом деле материал был отснят, страшно сказать, - 15 лет назад. 1989 год. Страна взахлеб читает авторов, чьи произведения прежде были под запретом. Молодежь слегка помешалась от обилия имен и…открывшихся вдруг возможностей творить. Режиссер, 22-х лет от роду, актеры - еще моложе. Казалось бы, идея экранизировать Хармса (ох, сколько в те годы было таких попыток, и - где теперь те фильмы?) должна была с треском провалиться. Ведь ни жизненного багажа, ни опыта работы, - еще не было. Что может получиться у компании желторотых юнцов, многие из которых ещ ... Читать дальше » |
Российские "независимые" в конце ХХ века
Несмотря на то, что кинематограф Советского Союза оставался
государственным вплоть до перестройки, уже в начале 80-х, на закате
брежневской эпохи, появляется то, что можно назвать независимым кино. |