Понедельник, 20.11.2017, 16:39
Вы вошли какГость | Группа "Гости"Приветствую ВасГость
Скачать лучшие фильмы за 10 минут!
Главная » 2009 » Август » 15 » Утомлённые солнцем
Утомлённые солнцем
06:38

Отечественные фильмы – номинанты и лауреаты «Оскара»

Отечественные фильмы – номинанты и лауреаты «Оскара»

Картины советских, а затем и российских кинематографистов неоднократно претендовали на премию американской киноакадемии и не раз удостаивались «Оскара». Как правило, - в категории «лучший иноязычный фильм», но были и исключения. Так, в 1943 году первым отечественным оскароносцем в номинации «Лучший документальный фильм» стала советско-американская лента «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», снятая группой фронтовых операторов под руководством Леонида Варламова. В США она прокатывалась под названием «Москва наносит ответный удар», которое позже Джордж Лукас в одной из частей фантастической саги «Звездные войны» - «Империя наносит ответный удар». Справедливости ради стоит отметить, что победителями в данной номинации стали тогда сразу четыре фильма. Награду получили также две американские и одна австралийская картины о Второй мировой.
В 1961 году «Хованщина» режиссера Веры Строевой претендовала на «Оскар» в номинации «Лучшая партитура музыкального фильма». И еще бы не претендовать! В основе – опера великого русского композитора Модеста Мусоргского в аранжировке и редакции Дмитрия Шостаковича, исполнители – звезды Большого театра СССР. В том же году выдвигался на «Оскар» (правда, безрезультатно) шедевр Григория Чухрая «Баллада о солдате», удостоенный внушительного количества наград на международных фестивалях. На награду в номинации «Лучший сценарий» претендовали Чухрай и Валентин Ежов. В 1969 году в ту же номинацию попала экранизация «Братьев Карамазовых» режиссера Ивана Пырьева и тоже ничего не получила.
Первый громкий успех отечественного кино в американской киноакадемии относится к 1968 году: обладателем «Оскара» как лучший иноязычный фильм стала картина «Война и мир» Сергея Бондарчука. К этому времени в США уже существовала своя экранизация бессмертного романа, предпринятая Кингом Видором в 1956-м, оставшаяся вообще без наград. В то время как ведущие американские газеты были полны восторгов по поводу ленты Бондарчука, решение Академии вызвало недовольство Общества нью-йоркских кинокритиков. В своем кругу они признали лучшим иностранным фильмом «Стыд» Ингмара Бергмана. Один из весьма уважаемых критиков, Ричард Чикел, писал, что «Война и мир» не стоит тех денег и того времени, которые затрачены на постановку фильма, а обилие батальных эпизодов затрудняет восприятие сюжета картины американскими зрителями (спрашивается, кто же в этом виноват, если не сами американские зрители?).
В конкурсе 1971 года принимал участие фильм «Чайковский» Игоря Таланкина. Лента проходила по двум номинациям – «Лучший иноязычный фильм» и «Лучшая партитура музыкального фильма». Второй номинацией была отмечена музыка Дмитрия Темкина, американского композитора русского происхождения. За свою карьеру он 20 раз становился номинантом и в итоге завоевал 4 «Оскара».
Дважды, в 1973 и 1979 годах, на «Оскара» номинировались фильмы Станислава Ростоцкого: «А зори здесь тихие…» и «Белый Бим Черное ухо».
А в 1975 году «Оскаром» академики отметили картину советско-японского производства «Дерсу Узала», поставленную гениальным Акирой Куросавой.
Полной и безоговорочной победой отечественного кинематографа на территории Голливуда стал в 1980 году вильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Как нельзя лучше соответствовавшая голливудским стандартам с непременным хэппи-эндом история советской Золушки вызвала шквал восторгов. Утверждают, что лет через шесть президент Рейган перед встречей с Михаилом Горбачевым посмотрел картину несколько раз, пытаясь таким образом постичь «загадочную русскую душу». Что же касается Меньшова, то он услышал о награждении по радио, а своего «Оскара» вообще впервые подержал в руках много лет спустя. Сегодня режиссер вспоминает: «Я сознавал, что на меня теперь, как в бинокль смотрят, чтобы убедиться, что это не случайный успех». Кстати Меньшов, сыграл роль Гесера в «Ночном дозоре», выдвигавшемся Россией на «Оскар» в этом году, но, увы, в пятерку номинантов фильм не попал.
В 1982 году была отобрана в номинацию «Лучший иноязычный фильм» «Частная жизнь» Юлия Райзмана, а в 1984 году за это звание боролся «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского.
В конкурсе короткометражной документалистики в 1984-м была работа Ирины Калининой «Воспоминания о Павловске», созданная на ленинградской Студии документальных фильмов.
Вскоре в СССР началась повлиявшая на все сферы жизни перестройка. Ее последствия чуть не привели к краху отечественный кинематограф в целом. Старая система проката была разрушена, а новая еще не создана. Исчезли кинотеатры, превращаясь в мебельные салоны и казино. Опустели шумные некогда съемочные павильоны ведущих студий, очевидцы рассказывают, что по коридорам «Ленфильма» бродили бомжи. Но, несмотря ни на что, отечественный кинематограф выжил и выстоял. И этот его подвиг вызывает чувство самого искреннего уважения.
Через 13 лет после награждения фильма «Москва слезам не верит» «Оскара» была удостоена картина «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. Разоблачительный пафос сталинского режима был предельно ясен и понятен. Определенную роль в решении американских киноакадемиков сыграло и то, что Михалков был в США самым известным современным российским режиссером. Его – «Урга – территория любви» уже выдвигалась на конкурс в 1992 году, а снявшийся в фильме «Очи черные» Марчелло Мастрояни едва не получил «Оскара» за лучшую мужскую роль в 1988 году.
Никто не сомневается, что номинированный на «Оскар» в 1997 году «Кавказский пленник» Сергея Бодрова – высококачественный. Он путешествовал по всем фестивалям как доказательство неполной гибели российского кинематографа. Но современный рассказ Л. Толстого на фоне войны в Чечне оказался «больной точкой» - темой для академиков не очень благоприятной в политическом аспекте. Да и трагические события в картине, показанные слишком отстраненно, сочувствия не вызывали.
Фильм «Вор» Павла Чухрая остался без «Оскара» в 1998 году. Влияние незабвенного «Кодекса морали Хэйса»* ощущается в Голливуде до сих пор. А по его меркам рекламировать вором, мошенников и прочие элементы преступного мира не очень здорово. Американцам к тому же картина напомнила лауреата 1997 года – чешскую мелодраму «Коля» про русского мальчика, брошенного плохой мамой, и доброго человека, вынужденного взять его на попечение.
Велись бои за «Оскар» и в области анимации. Так, в 1995 году в номинацию «Лучший короткометражный и мультипликационный фильм» попал «Гагарин» Алексея Харитиди.
Триумфальным был 2000 год, когда настойчивый Андрей Петров с третьей попытки добился признания. Его мультфильм «Старик и море» по рассказу Хемингуэя стал лауреатом высшей награды киноакадемии. Наш соотечественник, живущий и творящий в Канаде, поразил академиков своей оригинальной творческой техникой (он наносит краски пальцами на стекло, а затем производит компьюторную обработку изображения). Его анимационная лента «Корова» безуспешно сражалась за «Оскар» в категории «Лучший короткометражный фильм» в 1988 году. Так же не получила награды десять лет спустя его «Русалка» - утонченный поэтичный мультфильм, сделанный в полутонах и намеках, к сказке Андерсена никакого отношения не имеющий.

Источник:журнал "MR.First",автор Юрий Танин

«Кодекса морали Хэйса»*
В 1922 году американские киномагнаты столкнулись с организованным бойкотом их «аморальной продукции». В борьбу с Голливудом вступила влиятельная «Лига морали» и миллионы ее активистов по всей стране. Все громче и громче слышались требования введения жесткой государственной цензуры. Кинобизнесмены в ответ предприняли резкую контратаку, учредив «Объединение продюсеров и прокатчиков» и пригласив на пост директора этой организации Уильяма Хэйса. Этот суровый пуританин, один из лидеров республиканской партии, неожиданно отказывается от своего поста министра почт в правительстве Уоррена Гардинга после того, как Голливуд предложил ему жалование более чем в сто тысяч долларов в год. В Нью-Йорке открывается знаменитое «Бюро Хэйса», которое просуществовало 23 года (1922-1946). Решения «Бюро» носили не законодательный, а рекомендательный характер. Тем не мене, эта эпоха вошла в историю кино как время «Кодекса морали Хэйса», создатель которого взялся изменить лицо американского кинематографа в соответствии со своими взглядами. Хэйс победил, и в 1934 году его детище было официально признано в мире кино. Жесткие ограничения и моральные стандарты «Кодекса» имели двойственные последствия. С одной стороны, ущерб, нанесенный киноискусству этой акцией, очевиден, с другой – запреты стимулировали поиск новых режиссерских и актерских решений. автор: Юрий Танин
источник: журнал "MR.First"
Просмотров: 1100 | Добавил: tokito | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]