Повар, Вор, его Жена и ее Любовник
Довольно таки старый фильм. «Общество, проповедующее потребление как главную
ценность жизни, превращается в объект потребления. Таким образом,
общество растрачивает свои накопленные веками ценности». Николай Суворов «Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма».
Питер
Гринуэй, пожалуй, один из немногочисленных режиссеров, чей авторский
киноязык, мягко говоря, весьма острый, а творческое плодородие не
оставляет завистников в покое. Думается, что и на свет божий Гринуэй
появился особенно: пока другие младенцы медленно и степенно
появлялись на свет, маленький Гринуэй вылетел из материнского лоно со
свистом, налету перегрыз пуповину, оторвал плаценту (ссылка на «Дитя
Макконы») и врезавшись в дверь коридора, сразу же, из плаценты сотворил
у входа арт-шок. Малыш очень торопился снимать, писать и создавать
шедевры.
"Повар, вор, его жена и ее любовник" - фильм уже далеко
не первой свежести, но это шедевр, это пиршество образов, тончайшее
мастерство художника – режиссера. Cюжет настолько жесткий и
многомерный, что пробивает до дрожи – натуральный вызов восприятию
зрителя. В этой картине сплетена интрига из темы
модернистов-сюрреалистов, которые черпали свое вдохновение в трудах
Фрейда. Но Гринуэй пожалуй ближе всех к великому Дали, фильм
перекликается с полотном «Осенний каннибализм», где мужчина и женщина
поедают друг друга. У Гринуэя они поедают друг друга под соусом
страсти. Впрочем, как и на картине Дали – все абстрактно. Операторская
работа передает не только масштабность, но общечеловеческий контекст
размашистыми панорамами. В кадре присутствует не столько отдельный
человек, скорее толпа, масса, что несомненно отражает авторский замысел
режиссера. Фильм о массовом сознании и тех плодах, которые оно
пожинает. Название картины скорее подходит для подписи группового
портрета, нежели фильма. Название полотна художника 17-18 века.
Действительно подобное полотно в картине присутствует. Режиссер
неоднократно акцентирует наше внимание на парадном портрете группы
офицеров, который висит подле столика вора в главной ресторанной зале.
Это же полотно окажется на улице, когда вор со своей шайкой будет
изгнан поваром из ресторана. Это полотно имеет такое же длинное
название как и картина Гринуэя: «Банкет офицеров гражданской гвардии
ордена Святого Георгия у Харлема». И первый визит вора к повару своего
ресторана похож на прибытие этих офицеров, изображенных Францем
Хансем: так же повязаны парадные ленты, костюм главаря и его подручных
повторяют костюмы офицеров. Так Гринуэй говорит нам, что его фильм -
живопись. Только данном случае живопись не статичная, а оживающая. Изображенные на полотне Ханса люди – современники художника.
Точно так же, как вор и его компания – современники зрителя и
художника - Гринуэя. Идею о том, что речь в фильме идет про самого
зрителя, Гринуэй подчеркивает и тем, что в его картине публика одета в
модные костюмы от Готье.
Заметим еще, что на полотне Ханса, около которого
заседает мистер Спика (вор), есть персонаж в точности похожий на Спику,
но ни жены, ни любовника и тем паче повара – нет. Эти образы
присутствуют в фильме, чтобы отразить все сущности самого вора – чтобы
создать его портрет объемным, а затем, и портрет самого зрителя.
Повар, несомненно, олицетворяет творца-художника – т.е.
в какой-то степени самого Гринуэя, потому что оба творят историю тем,
что сближают жену вора с любовником – инициируют их отношения пищей
(одинаковые блюда от шеф повара). В этом нет никаких сомнений, повар -
творец, ведь он творит грандиозные натюрморты из еды и в конце концов
готовит человека. Повар – это современный художник, который в
сегодняшней культуре может создавать свой шедевр лишь для массового
потребления, для массовых зрителей. И таким шедевром становится еда.
Вор, который терроризирует повара и всех окружающих, -
это образ современного зрителя, своим массовым сознанием повязшего в
постулатах открытых Фрейдом: жрущий, трахающийся и наслаждающийся этим.
Такой зритель, сегодняшний зритель, берет художника-повара и сам
диктует ему, что нужно делать.
Любовник, сидящий в стороне и читающий книги за едой,
это редкий типаж сохранившегося до сих дней интеллектуала. А
олицетворяет он элитарное сознание – догадаться до этого несложно, ибо
его ценности полностью противоположны ценностям вора и замешаны на
искусстве. Вору важны исключительно массовые ценности: потрахать,
пожрать, выспаться, приодеться, напарфюмиться и сесть в крутую тачку.
Насилие – так же одна из ценностей вора, которая прочно
вошла в искусство XX века и стала предметом художественного
изображения. В фильме неоднократно подчеркиваются насильственные акты
со стороны вора: он избивает жену, он избивает любого, кто ему не
угоден, культ насилия правит в реальности вора. Он озабочен
телесностью, которая тоже стала предметом массового поклонения и
изображения. Постоянно говорит о теле своей жены, о своем члене, о
телах других людей. Культу телесности подчеркивают персонажи, которые
дефилируют в картине по ресторанным залам, по уборным, все это в
костюмах от Готье , ведь мода - еще один вид искусства для массового
потребления. Даже туалет в XX веке стал произведением искусства –
вспомним фаянсовый писсуар Марселя Дюшана. Вложенная в уста вора
постоянная трепотня о сиськах, сексе, теле, заднице, красоте, деньгах
которые тратит его жена на одежду и косметику, его раздражение при виде
книг – все это есть отупение и озабоченность современного сознания
своими искусственно созданными ценностями. Вором Спика сделан не случайно: потому что массовое сознание
крадет у художника его ценности, обворовывает себя и культуру своим
узким, мышиным мышлением, концентрирующимся вокруг потребления. И
особым средством наслаждения потребителя является первичное
инстинктивное стремление – есть все, что осталось от высших конструкций
его разума. Еда стала произведением легкого искусства, которое
потребитель постоянно жрет и которым только и озабочен, как озабочен
Спика в картине Гринуэя. Массовое сознание – это вампир ценностей элитарного сознания.
Поэтому совершенно очевидно, что за убийством любовника скрывается
олицетворение убийства элитарных ценностей. Сам способ убийства
любовника – скормить ему его же книги, ни что иное, как желание
уничтожить, запинать элитарное сознание его же ценностями. Массовое
сознание постоянно навязывает себя: настаивает на том, что только оно
имеет право на жизнь, а тот, кто отличается – не имеет места в
современном обществе, что прекрасно подчеркивает навязывание вором всем
собственного мнения. Не случайно Гринуэй посвятил свой фильм «всем тем, кто меня
ненавидит», потому что выставив на обозрение всю мерзость и тупизну
вора, он ударил и зрителя под дых.
Но женщин не бьют – Джорджины нет на картине Ханса. А
откуда же ей взяться среди этого свинячьего банкета? Джорджина – это
культура, которую используют, насилуют, навязывают ей свои условия. Она
становится заложницей потребителя – культура вынуждена быть его
погремушкой для развлечений.
На метафорическое прочтение наталкивает даже само имя
Джорджина, бесполое, нечто среднее. Вспомнит, например, фильм
«Джорджино», где это имя носил главный герой – мужчина. И правда:
культура для всех, а не конкретно для мужчин или женщин. Художник же –
повар, через соединение с культурой элитарного сознания пытается ее
возродить, обновить.
Однако, прежде чем идти дальше, стоит уделить внимание цветовому решению картины.
Около самого ресторана все окрашено в синий цвет. Кухня
– в зеленые оттенки. Ресторанный зал – кроваво-красный с черным
отливом. И только лишь туалет остается нейтрально белым, не
перекрашивая одежду героев. Кровавая зала – место, где вор заседает и властвует. Его
отупевшее сознание – сплошные инстинкты, и те извечные стремления,
которые открыл Фрейд. Не случайно сам фильм начинается с пожирания
собаками кровавого мяса возле ресторана. Красный - цвет насилия,
агрессии, желания, похоти, страсти и крови. Это цвет инстинкта в
котором и живет вор. И черная гамма тут абсолютно в такт, как цвет
инстинктивного стремления к разрушению и смерти. Эти цвета выбраны для
реальности вора потому, что они укреплены в общечеловеческом
подсознании – массовом сознании. Человек толпы воздействует через эту
толпу на реальность и передает ей свои черты: стремление к смерти и
сексу. Он так же воздействует и на культуру: одеяния Джорджины
постоянно принимают окраску в его цвета. Только повар, как творец
искусства (необходимый его, искусства, элемент) остается нейтрально
белым в своем одеянии, и любовник - он также имеет отношение к
искусству. Даже то, что любовник сидит отдельно от стола вора еще
больше подчеркивает его уникальность, на контрасте. Его костюм остается
неизменно коричневым. Остальные прсонажи меняют цвет костюма при
приближении к вору. Зеленый заливает все на кухне повара, это тот цвет, который
несет сознание художника: цвет творения, природы, произрастания и
плодородия. Единственно место, где нет цветов и нет воздействия сознания, а
присутствует полная чистота – это туалетная комната, она нейтрально
белая. Туалет чист и светел именно потому, что только в туалете человек
избавляется от себя самого. Только на толчке, извергая из себя
переваренную жизнь, сознание освобождается на миг от инстинкта
пожирания, и очищается от красного и черного – смерти и вожделения
жизни. Еда – это постоянная тяга к жизни через смерть.
Именно потому культура в лице Джорджины тяготеет к
чистоте – избавлению от всего так въевшегося в ее мужа. В избавлении от
инстинктов красно-черного она встречает то, что ей необходимо:
любовника, элитарное сознание. Он чист от инстинктов… отчасти… Он
являет собой совсем иную природу – более свободную от врожденных
устремлений.
Абсолютно понятно, что и секс по Гринуэю это тоже
момент пожирания друг друга, ибо режиссер, воздерживающийся от прямых
монтажных стыков, все же состыковал любовный акт с Джорджиной и нарезку
овощей для блюд. Все это происходит в настоящем храме – на кухне. Вспомним, что
в начале картины герои стоят со свечами в руках на кухне повара:
мизансцена довольно выразительна, люди стоят в ряд будто во время
службы. В этом храме даже есть свой ангел - поющий ангельским голоском
белобрысый мальчик, которого вор в конце концов искалечит за все его
прекрасное, как калечит потребитель любое проявление святости. И после того как повар содействует совокуплению культуры и
элитарного сознания, чтобы зародить в культуре новые ценности, действие
развивается стремительно. И бесплодный (заметим – бесплодный – ведь
массовое сознание бездарно и бесплодно), разбивая все в ресторане, ищет
любовников. Они же сбегают в машине с гниющим мясом, которое привез
повару сам вор. Повар не принимает ценностей вора, они так или иначе
разлагаются. Именно в затхлости разлагающегося массового сознания и
сбегают Джорджина и любовник в мир иных ценностей, в хранилище
интеллектуальной мысли (книгохранилище любовника). Когда вор все же находит где они прячутся, то мы становимся
свидетелями акта, который массовое сознание совершает каждый день:
убивает элитарное через его же собственную природу. Но массовое
сознание исчерпывает себя собственными инстинктами – свою
разрушительную силу против других оно оборачивает себе же вспять своею
неуемной манией потребления. Вор во гневе клянется, что съест любовника
и это последний, исчерпывающий акт массовой культуры. Это возвращение к
примитивному каннибализму и раскрытие правды о себе . Культура-Джорджина вместе с художником приготавливают
окончательное, исчерпывающее потребительскую жажду блюдо: окончательную
форму, портрет самого зрителя в виде хорошо поджаренного любовника.
Предметом пожирания в конечном счете стал сам человек. Это точка:
сознание докатилось до того, чтобы сожрать себе подобного. Что означает - съесть самого себя. Такой роковой удар массовое
сознание, вор, не в силах выдержать, потому что есть-то он умеет.
Именно в этом акте Питер Гринуэй отражает современного человека: именно
пожирание себе подобного и есть сей портрет, такой же, как парадный
Ханса.
В контексте этой картины мы видим - человечество
постоянно пожирает себя самое через неудержимую жажду жизни. Разницы
между эросом и танатосом нет, потому как подмостки великой драмы под
название "человек" зажаты в этой цветовой гамме. Именно подмостки,
потому заканчивает Гринуэй свое творение занавесом – больше потреблять
нечего. Больше не осталось и самого человека, только какое-то подобие
на картине, которому поставлена долго гореть скорбная свеча.
автор: Екатерина Лоно
|