Вторник, 16.10.2018, 10:35
Вы вошли какГость | Группа "Гости"Приветствую ВасГость
Скачать лучшие фильмы за 10 минут!
Главная » 2009 » Август » 13 » Андеграунд
Андеграунд
18:12

Подполье

За «Подполье» Кустурица получил «Золотую пальмовую ветвь» и был обруган критиками. Впрочем, не всеми. Вот несколько цитат из «Википедии»: «"Подполье“ — это эпическая комедия, показывающая нелепость войны и лживость жизни. Перед нами великий фильм» («Times»), «"Подполье“ — лучшая иллюстрация к творчеству Эмира Кустурицы: это больше, чем жизнь» («Cadrage»). Но критических стрел было ой как немало. Вообще, похоже, стиль Кустурицы слишком избыточен для спокойной критики, которая пытается его честно понять. Его метафоры рассчитаны на человека, который если и сам не живет так, как его герои, то, по крайней мере, ходит с ними рядом. На Балканах ведь всякое случается. Скажем, идет сельская свадьба, гости выбегают во двор и начинают палить из винторезов в воздух. То есть - салютуют молодым. А над селом пролетает натовский самолет-наблюдатель. Натурально, одна из пуль пробивает бензобак, и самолет падает на подсолнуховое поле, объятый пламенем. Это – не сценка из фильма Кустурицы, это – случай из 1999 года, описанный всеми информагентствами.

Кустурица еще старается в каких-то рамках держаться, выбирает более-менее правдоподобные ситуации. Просто концентрация их завышенная, оттого и фильмы его кажутся чистым цыганским безумием. Но поверьте, в этой Югославии даже при Тито происходили штучки похлеще. Есть у меня друг-черногорец…

Впрочем, сейчас не об этом. Итак, «Подполье». Действие фильма охватывает 50 лет. Начинается в 1941-м: немцы входят в Белград. В обстановке преддверия полного хаоса по улицам движется оркестр, играющий мелодии Горана Бреговича. Домой везут пьяного бандита по кличке «Черный». Кум Марко устроил его в компартию. Марко и Черный – отличная команда, готовая к выполнению самых ответственных патриотических поручений. Ну, там очистить карманы приспешнику капитала, или просто устроить веселый налет на ювелирную лавку. Для блага трудового народа и отечества деньги нужны? Нужны! Вот они деньги и добывают. С приходов немцев, однако, ситуация меняется, и Марко с Черным приходится уйти на дно. Впрочем, конспирация еще та: дебош в бильярдном клубе, попытка убийства немецкого офицера со сцены театра, угон катера, на котором Черный пытается сыграть свадьбу с актрисой Натальей. В конце концов, именно из-за Натальи между двумя друзьями пробежит кошка, а Черный и целая толпа народа, с ним связанная, уйдет в подполье, поселится в подвале, где проведет ближайшие 20 лет, даже не подозревая, что война уже давно закончилась.

Идея интересная и где-то душераздирающая. Придумана наверняка не Кустурицей с соавтором сценария Душаном Ковачевичем: что-то похожее смутно припоминается из мировой культуры, лень вспоминать, что именно (да и образование, если честно, того…). Но вторичность тут – совсем не преступление: все, что делает Кустурица, превращается в его фирменный продукт, в искрометный балаган, который, как фильтр, очищает конечный результат от начальных примесей. Все, что делает Кустурица, становится оригинальным, очевидно, потому что пропущено через балканскую голову, а там стандартных идей не бывает.

В том, кстати, и главная проблема Кустурицы. Он всегда оказывается в плену своей балканской оригинальности. Он не может снимать просто (во всяком случае, я такого не видел). В итоге, все его фильмы набиты сочными метафорами под самую завязку. А в случае с «Подпольем» метафоры даже выпирают, потому что их – явный избыток. Два с половиной часа сплошного перебора дают в итоге один большой перебор. Но он настолько эмоционально заряжен и настолько ярок, что перебор легко прощаешь.

Абсолютно бредовый сюжет – всего лишь условие игры. Кустурица никогда не рассказывает историю – он говорит притчи, а то и вовсе сказки. Сила сказанного, однако, потрясающая. Страна, которую приходится защищать бандитизмом. Любовь, ради которой можно предать всех близких скопом. Страна, которая превращается в фантом. Каждая из частей «Подполья» имеет свою проблему, и все они рассказаны с необычайной страстью, в конце вырастая в одну большую проблему – родина, которая исчезает у тебя на глазах (кому, как не нам, это все понять!). При этом, Кустурица – замечательный придумщик. Он умеет находить такие решения, которые просто на голову не наденешь – но потом, остыв, понимаешь, что только так и можно было рассказать. Как Кустурице удается добиться такого доверия смотрящего? Ведь полный же бред, ведь эмоциональное «грузилово» с начала до конца. Может, секрет – в искренности? Вы не замечали, что наша искренность находится в прямой связи с тем, как относятся окружающие к нашим словам?

автор: Джон Сильвер
источник: kino.orc.ru
Просмотров: 1056 | Добавил: tokito | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]